ИСТОРИЯ МАСЕЛ MOBIL

ИСТОРИЯ МАСЕЛ MOBIL

130 лет назад Джон Д. Рокфеллер основал знаменитый трест Standard Oil — провозвестник нынешних транснациональных нефтяных корпораций. Спустя сорок лет, в 1911 году, Верховный суд США на основе антимонопольного акта Шермана постановил раздробить Standard Oil на 33 мелкие компании. Два из этих осколков нефтяной империи Рокфеллера впоследствии объединились и превратились в компанию Exxon Mobil. 

    «ЭксонМобил» является совладельцем 46 нефтеперерабатывающих заводов в 26 странах, нефтепроводов общей протяженностью 40.000 километров, более 60 танкеров, осуществляющих транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов, а также 45.000 заправочных станций в 118 странах. 

    Дочерняя компания «ЭксонМобил Кемикл» — крупнейший в мире производитель олефинов, которые являются базовыми компонентами нефтехимических продуктов (в том числе и моторных масел). Химическая продукция «Мобил» используется в производстве самых различных изделий — от пластиковых упаковок и медицинских халатов до автомобильных бамперов и покрытий для пола в салонах автомобилей. Смазочные материалы Mobil и Esso поставляются в более чем 200 стран и отличаются высоким качеством. 

   В Беларуси производят различные смазочные материалы индустриального назначения, но синтетические масла приходится завозить. Специалисты органов сертификации РБ неоднократно бывали на зарубежных заводах, убеждаясь в высокой культуре производства и жестком контроле качества выпускаемых масел. Большинство предприятий лишь смешивают готовые компоненты и расфасовывают масло по канистрам различной емкости — так легче приблизить товар к рынкам сбыта, сократив таможенные и транспортные расходы. К тому же организовать производство по смешиванию готовых компонентов можно чуть ли не в курортной местности. По своей простоте оно сравнимо с фирменной станцией заправки и сервиса. 

    У «Мобил» смесительных предприятий только в Европе два десятка, ближайшее — в Финляндии, обычно оттуда к нам и поступают масла. Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов «Мобил» — около городка Гравеншон на севере Франции.

    «Черное золото» для изготовления смазочных материалов на минеральной основе приходит танкерами из Персидского залива в терминал на Ла-Манше и затем по трубам течет сюда, в Гравеншон. Нефть фильтруют, нагревают до 350°С и разгоняют на фракции — это простейший вид переработки. Полученные дистилляты нуждаются в очистке, поскольку представляют собой смеси углеводородов, как полезных, так и ухудшающих свойства масел. 

    Следующий этап очистки, обязательный на заводах «Мобил», — депарафинизация, то есть удаление из масла тяжелых парафинов, застывающих даже при небольшом морозе. Масла разбавляют растворителем, смесь сильно охлаждают и гонят по инерционным фильтрам и центрифуге, где твердый парафин отделяют и заформовывают в брикеты. А на выходе получается конечный продукт — базовое минеральное масло определенной вязкости. Из Гравеншона базовые масла развозят по всей Европе, причем не только на собственные смесительные заводы — многие «масляные» фирмы, не имеющие своих предприятий нефтепереработки, покупают базовые компоненты у таких гигантов, как «Мобил».

    Следует обратить внимание на цвет и прозрачность получаемых базовых масел. Желтая окраска и мутность говорят о высоком содержании парафинов и неоптимальной молекулярной структуре. А чем чище и прозрачнее базовое масло, тем выше качество базовой основы.

    В первую банку налит мутно-желтый продукт обычного крекинга нефти. В следующих двух банках масло менее окрашенное и чистое — его получают путем дополнительной очистки от парафинов и используют как основу для приготовления «минералки». А четвертая склянка наполнена абсолютно прозрачной бесцветной жидкостью — это та же самая «минералка», но после гидрокрекинга. Так называется процесс «облагораживания» минеральной основы, в ходе которого масло подвергают специальной обработке с помощью водорода (отсюда и приставка «гидро»). Молекулярная структура масла при этом становится более совершенной и более однородной, что и повышает его прозрачность. 

    Но главное не в этом — более совершенная молекулярная структура гидрокрекинговой основы успешнее противостоит атакам горячих картерных газов. А это значит, что масла, приготовленные на основе гидрокрекинговой «базы», будут дольше сохранять свои качества, что позволит увеличить межсервисные интервалы. Данные смазочные материалы в обиходе называются «полусинтетикой» или даже «синтетикой, полученной на основе гидрогрекинга». Правда, сооружение дополнительных установок для водородной обработки и удлинение технологической цепочки требуют немалых затрат. Но гидрокрекинговая «база» при этом все равно выходит дешевле синтетической, приближаясь к ней по многим параметрам. Поэтому, когда несколько лет назад европейские автомобильные компании (в первую очередь Volkswagen и Peugeot) стали увеличивать межсервисные пробеги до 20.000 и даже до 30.000 км, производителям масел пришлось пойти на ухищрения и внедрять гидрокрекинг. 

   А настоящую «синтетику» делают здесь же. Гордость Гравеншона — крупнейший в Европе завод полиальфаолефинов (ПАО). ПАО — наиболее распространенная основа синтетических масел. Исходное сырье для их производства — доступный и дешевый газ этилен. Это простейший представитель олефинов, получаемый в огромных количествах при коксовании каменного угля и пиролизе нефти.

   Здесь, в Гравеншоне, ПАО вырабатывают в специальной установке мощностью 43.000 тонн в год — это 70% всей европейской выработки полиальфаолефинов. Для собственных нужд Mobil использует меньше половины, а оставшийся объем ПАО Mobil продает другим «масляным» компаниям, среди которых в качестве особо активного покупателя можно назвать Castrol.

   В применении «синтетики» Mobil был одним из первопроходцев. Первые опыты с ПАО относятся к 40-м годам — тогда, в военное время, Mobil осваивал каталитический крекинг высокооктанового бензина для авиации союзников и разрабатывал новые сорта авиамасел. Выпуск полиальфаолефиновых и эфирных базовых масел был начат в 60-х, а в 1975 году уже появилась торговая марка Mobil.

   Преимуществ у «синтетики» много. Это и высокая температурная стабильность, и лучшая текучесть при низких температурах, и лучшая защита двигателя от износа, и меньший расход масла. В качестве аргументов за использование масла Mobil 1 технические консультанты фирмы приводят результаты экспериментов, проведенных в головном американском научно-техническом центре компании. Например, там в течение четырех с половиной лет гоняли на форсированных режимах BMW 325i 1990 года, обслуживая автомобиль в соответствии с рекомендациями фирмы и меняя масло Mobil 1 через каждые 10.000 км. Когда одометр показал миллион миль, то есть 1.600.000 км, двигатель разобрали. Износ всех деталей оказался в пределах допусков BMW для новых моторов!

   Разумеется, контроль качества всех продуктов, как полуфабрикатов, так и готовых масел, у «Мобил» на высоте — этим занимается лабораторно-исследовательский центр. Причем этот центр не только контролирует качество, но и является его гарантом. После выпуска каждой партии продукции и подтверждения ее качества опытные образцы сохраняются для дальнейших, если это будет необходимо, сравнительных тестов и анализов. Кроме того, в лабораториях Mobil множество уникальных исследовательских стендов. Например, при разработке индустриальных масел для металлообработки используется новейший комплекс металлорежущих станков с программным управлением, на котором и проверяют новые рецептуры. Натурные испытания масел для судовых моторов проводятся на специально смонтированном огромном двухтактном крейцкопфном шестицилиндровом дизеле Sulzer с турбонаддувом, который развивает ни много ни мало 5580 л.с.

  Эволюция Mobil продолжается с внедрением масла Mobil 1 с трисинтетической технологией и технологией SuperSyn. Составными компонентами Mobil 1 являются три запатентованные синтетические базы (отсюда название технологии), которые дополняют преимущества друг друга. Здесь полиальфаолефины — это лишь один (!) из трех компонентов. Дополнительно масла Mobil 1 содержат полностью сбалансированный пакет присадок SuperSyn (более 20 отдельных запатентованных технологий), оптимальное сочетание которых позволило получить исключительные ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ эксплуатационные качества. Основное предназначение технологии SuperSyn — УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ двигателя за счет уменьшения его износа. 

   За счет чего происходит уменьшение износа двигателя? В чем состоит основное отличие Mobil 1 с технологией SuperSyn от предыдущих сортов масла Mobil 1? Об этом можно будет прочитать в следующих статьях или узнать непосредственно у официального дистрибьютора ExxonMobil — ИП «Конел».

   Mobil 1 c технологией SuperSyn заливается на заводах в двигатели самых роскошных и мощных автомобилей, таких как Mercedes-Benz AMG, Porsche, Aston Martin, Chevrolet Corvette и Dodge Viper.

   В качестве дополнительного испытательного полигона для своей продукции ExxonMobil сотрудничает сразу с двумя командами в гонках «Формула-1» — McLaren-Mercedes и Toyota-Panasonic. Технология SuperSyn используется для повышения результативности команды McLaren-Mercedes в гонках «Формула-1» с 1995 г. Во всех гоночных автомобилях команды используют исключительно смазочные материалы Mobil 1. 

   ExxonMobil является также техническим партнером команды Toyota-Panasonic. Более 40 лет ESSO (иногда вместо ESSO используют логотип EXXON) и Toyota сотрудничают по всему миру. ESSO — единственный поставщик оригинальных масел Toyota. ExxonMobil и Toyota вместе работают над такими проектами, как

– новейшая автоматическая коробка и жидкость для нее;

– масла, экономящие топливо; 

– дизельные моторные масла, снижающие вредный выхлоп;

– технология безвредного топлива.

   И это не весь перечень совместных проектов. ESSO является также крупнейшим поставщиком смазочных материалов для Volvo и Peugeot (т.е. является рекомендованной маркой для «первой заправки» и заправки на ТО).


 
ИСТОРИЯ МАСЕЛ MOBIL в интернет магазине avzoom.ru Раменское Бронницы
20.08.2016
К другим материалам СМИ
Все новости
Все статьи
Все материалы СМИ